В соответствии с решением координационного совета при председателе Совета народных депутатов Кемеровской области 6 октября состоялось заседание рабочей группы по рассмотрению проекта федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В заседании приняли участие уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области Елена Латышенко, представители прокуратуры Кемеровской области, Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области, департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, Кузбасской торгово-промышленной палаты, Кемеровского областного отделения «ОПОРА РОССИИ», структурных подразделений Совета.

Рассматриваемый проект разработан Министерством экономического развития Российской Федерации. Законопроект вводит прогрессивные меры регулирования контрольно-надзорной деятельности (КНД): использование риск-ориентированного подхода, проверочных листов, внедрение в практику работы обязательности проведения профилактики нарушения обязательных требований, внедрение системы оценки эффективности и результативности контроля, широкое использование информационных технологий.

Как отметили участники заседания, на сегодняшний день наблюдается тенденция по снижению количества плановых и внеплановых проверок в Кемеровской области. По информации Владимира Шимановича, начальника отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Кемеровской области действующее законодательство ужесточило требования к согласованию внеплановых проверок. На сегодня при поступлении обращений проверяются данные заявителя, а анонимные обращения уходят в прошлое. Если говорить языком цифр, то в 2015 году контролирующими органами Кемеровской области было проведено 44260 проверок. Из них более 35 тысяч внеплановые. В 2016 году цифры значительно снизились: 22055 и 15211 соответственно. За первое полугодие 2017 года цифра составила чуть более девяти тысяч проверок.

Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области уже сегодня внедряется риск-ориентированный подход при формировании плана проверок. Объекты с низким риском не проверяются совсем.

Вместе с тем участниками заседания высказаны замечания к представленному проекту закона. Так Елена Латышенко отметила, что Законопроект, в части определения отношений, на которые положения Законопроекта не распространяются, имеет слишком общий характер, что порождает правовую неопределенность в его применении, и скорее всего приведет к игнорированию применения Законопроекта со стороны контролирующих органов. Кроме того, Законопроектом предусматривается процедура оформления результатов проверки - составление протокола, который как следует из части 5 статьи 36 Законопроекта, является «неотъемлемой частью акта». Вместе с тем, в отличие от статьи 28.2 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении), статья 36 Законопроекта не предусматривает сроков составления протокола и уведомления предпринимателя о дате и времени составления. Законопроект предусматривает право контрольных органов на продление сроков проверки. Но вместе с тем не предусматривает необходимости согласования с органами прокуратуры такого продления. Практика применения Федерального закона № 294-ФЗ, в части продления сроков проверки, является неоднозначной. Суды общей юрисдикции признают такое нарушение грубым, арбитражные суд – нет. В целях устранения подобного противоречия на перспективу, необходимо нормативно закрепить порядок продления сроков проверки. Отдельно уполномоченный обратила внимание на то, что Законопроект ограничивает участие уполномоченного по защите прав предпринимателей в контрольном мероприятии только выездной проверкой. В то время как действующий Федеральный закон № 294-ФЗ предусматривает право субъекта предпринимательской деятельности привлекать уполномоченного к любой проверке.

Подводя итоги заседания, Вячеслав Петров отметил: «Необходимость принятия единого закона объединяющего порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий назрела уже давно. Но он должен быть читабелен не только для контролеров, имеющих огромный штат высококвалифицированных специалистов и юристов. Закон должен быть простой настольной книгой для любого предпринимателя, будь то владелец цветочного ларька или руководителя огромного холдинга. Это позволит обеспечить прозрачность ведения бизнеса и исключит необходимость проведения огромного количества проверок».

Председатель комитета по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности Александр Смолин высказал мнение, что для выработки грамотной политики государства на сегодняшний день необходимо находить диалог контролеров и бизнеса. От этого выиграют все. Мы и далее предлагаем обсуждать острые вопросы на площадке областного парламента и находить пути их решения.

Итогом заседания станут выработанные предложения и замечания, которые будут переданы для обсуждения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.