3 июня состоялось расширенное заседание общественно-экспертного Совета по малому и среднему предпринимательству Кемеровской области, на котором рассмотрели вопросы изменения налогового законодательства, регулирующего налогообложение объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.

 

Целью заседания было обсуждение с экспертным сообществом мер по недопущению ухудшения условий ведения предпринимательской деятельности в связи с изменением налогового законодательства, регулирующего взимание налога на имущество организаций, при применении специальных налоговых режимов.

В заседании приняли участие члены Совета: Вадим Назаров – директор МБУ «Центр поддержки предпринимательства» г.Кемерово, Александр Баштанов – генеральный директор Государственного фонда поддержки предпринимательства Кемеровской области, Галина Евтушенко – заместитель генерального директора Кузбасской торгово-промышленной палаты, Станислав Черданцев – исполнительный директор Кемеровского областного отделения «Опора России», Елена Курзанцева – директор фонда поддержки предпринимательства г.Киселевска, представители департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, а также приглашенные: Елена Латышенко – уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области, Татьяна Медведева – заместитель начальника главного финансового управления Кемеровской области, Екатерина Кутылкина - начальник департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, Татьяна Джулань – начальник экспертно-правового отдела департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области.

Татьяна Джулань поделилась информацией о разработке и внедрении нормативной базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в Кемеровской области. 26 ноября 2013 года был принят Закон Кемеровской области №155-ОЗ «О внесении изменения в Закон Кемеровской области «О налоге на имущество организаций», который устанавливает особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них. Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 29.11.2013 №549 утвержден Порядок установления вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, определен Распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 25.12.2013 №1004-р.

В ходе заседания Татьяна Медведева представила информацию об изменении налогового законодательства и его влиянии на поступление доходов в бюджет Кемеровской области. Она напомнила, что в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2014 год вошли 68 объектов, в т.ч. 31 объект принадлежит субъектам предпринимательской деятельности, применяющим упрощенную систему налогообложения. По предварительным итогам первого квартала 2014 года средний рост налоговой нагрузки составил 50%.

В своем выступлении Елена Латышенко сделала акцент на рисках создания негативных условий для добросовестных участников предпринимательской деятельности в связи с принятием решений об особенностях налогообложения объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. В частности она отметила то, что в связи с отменой льготы по уплате налога на имущество в отношении налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, теряется привлекательность специальных налоговых режимов, которые разрабатывались для малого бизнеса. Отмена льгот по страховым взносам, затем возврат обязанности ведения бухгалтерского учета, а теперь и уплата налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, делают применение налоговых спецрежимов «не интересным» для малого бизнеса и с позиций налоговой нагрузки и с позиций администрирования.

Кроме того, существуют риски того, что данные налоговые изменения повлекут уход бизнеса в теневой сектор, снижение активности малого бизнеса по выкупу имущества, рост издержек, связанных с налоговым администрированием, а также перенос растущих издержек по цепочке от арендодателя на арендатора имущества, а затем и на потребителя.

Вместе с тем, она отметила важность своевременного и профессионального информирования предпринимательского сообщества об изменениях налогового законодательства с целью недопущения распространения ложных толкований.

Кроме того, были внесены предложения о контроле за размером роста налоговой нагрузки и ее экономической обоснованностью. Также для выработки справедливой модели распределения налоговой нагрузки на бизнес было предложено обратить внимание и на еще один ресурс привлечения средств в бюджет – активизацию работы по установлению кадастровой оценки в отношении всех объектов, а также по установлению правообладателей по этим объектам.

По итогам заседания было принято решение о необходимости взаимодействия органов государственной власти, бизнес-объединений и экспертного сообщества для выработки критериев и подходов к формированию перечня объектов недвижимости, с тем чтобы это не повлекло значительного увеличения налоговой нагрузки.