В мероприятии приняли участие: Александр Максимов, председатель комитета по вопросам предпринимательства и инноваций Совета народных депутатов Кемеровской области, Наталья Шалева, начальник управления предпринимательства департамента по развитию предпринимательства и потребительного рынка Кемеровской области, Александр Баштанов, генеральный директор Государственного фонда поддержки предпринимательства Кемеровской области, Елена Латышенко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области, а также члены Общественной палаты Кемеровской области, представители Кузбасской торгово-промышленной палаты, Кемеровского областного отделения «ОПОРА России», союзов и объединений предпринимателей городов Кузбасса, представители федеральных служб, руководители структурных подразделений областной администрации, науки.   

 

 

Участники обсудили вопросы повышения эффективности государственной поддержки предпринимательства в регионе, существующие проблемы развития малого и среднего бизнеса и пути их решения. 

«Предпринимательство сегодня настолько же важный ресурс экономики, как труд, земля и капитал в свое время, - открыл работу круглого стола заместитель председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Юрий Кутырев. – Поэтому вопрос, который мы сегодня решили обсудить, безусловно, является актуальным, а в некотором роде, краеугольным, предопределяющим долгосрочное развитие страны».

 

«Задача очевидна, - подчеркнул Юрий Кутырев. - Необходимо государственное стимулирование развития предпринимательства в России. Главная цель сегодняшней налоговой политики поддержать, с одной стороны, устойчивость бюджета, а с другой стороны, предпринимательскую и инвестиционную активность, обеспечивающую налоговую  конкурентность России на мировой рынке. Вовлечение большего числа граждан в самостоятельный бизнес позволит снизить социальную нагрузку на государство и будет способствовать росту региональных налоговых платежей».

 

Далее он акцентировал внимание присутствующих на том, что задача развития предпринимательства отчетливо понимается как на уровне Федерации, так и на уровне Кузбасса. На территории Кемеровской области реализуется Государственная программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства Кузбасса.

 

Так, ответственным исполнителем Государственной программы поддержки развития предпринимательства в Кузбассе является Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области. Наталья Шалева, начальник управления предпринимательства данного департамента в своем выступлении подробно остановилась на том, что было сделано в сфере поддержки малого и среднего бизнеса по итогам III квартала и что планируется на будущий бюджетный год. «Определены самые актуальные направления поддержки малого и среднего предпринимательства: популяризация предпринимательства среди населения, в том числе в молодежной среде, обеспечение доступа к финансовым ресурсам, обеспечение развития в приоритетных сферах экономики, выравнивание уровня развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях».

 

Кроме того, в 2015 году будет продолжена работа по реализации показателей, зафиксированных в майских указах Президента РФ В.В. Путина: обеспечение работы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области, а также контроль за сокращением сроков прохождения административных процедур субъектами малого и среднего предпринимательства.

 

В 2015 году все меры поддержки будут сформированы с учетом влияния антироссийских  экономических санкций и нацелены на поддержку развития импортозамещающих производств. Важная роль в решении этой задачи отводится муниципалитетам.

 

Далее о механизмах государственной поддержки малого и среднего бизнеса со стороны Государственного фонда поддержки предпринимательства Кемеровской области рассказал Александр Баштанов, генеральный директор Государственного фонда поддержки предпринимательства КО.

 

По словам Александр Баштанова, Государственный фонд поддержки предпринимательства упрощает доступ к финансированию бизнесменов на всех этапах бизнес- цикла. В настоящее время ведется работа по расширению доступности услуг Фонда в городах и районах области. «Мы взаимодействуем с муниципальными фондами, фондами поддержки, чтобы они на местах представляли наши интересы. Мы делаем все, чтобы упростить бизнесу доступ к микрофинансированию».

 

После активного обсуждения прослушанного доклада работа круглого стола продолжилась. О мерах поддержки малого и среднего бизнеса рассказала Елена Латышенко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области.

 

По ее словам, при реализации политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области применяется комплексный подход. Взаимодействие органов власти, местного самоуправления, организаций поддержки предпринимательства, общественных бизнес-объединений, вузов направлено на формирование системы поддержки бизнеса, применимой к различным этапам реализации бизнес-проектов: от оказания информационной, консультационной и юридической поддержки, финансирования и имущественной поддержки, бизнес-инкубирования, до сопровождения реализации проектов.

 

За последние годы на региональном уровне произошли изменения институционального характера, направленные на создание и развитие инфраструктуры поддержки бизнеса. Созданы и приступили к работе Агентство по привлечению и защите инвестиций, Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области, Региональный инжиниринговый центр и Центр кластерного развития.

 

Создана экспертная группа Кемеровской области по разработке и внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Кемеровской области, в которую вошли представители бизнеса, банковской сферы, КТПП, общественных организаций, вузов, науки.

 

Елена Латышенко акцентировала внимание на том, что у представителей бизнес-сообщества есть возможность участвовать в мониторинге внедрения инвестстандарта, направленного на создание благоприятного инвестиционного климата в регионе. И от активности предпринимателей будет зависеть эффективность его внедрения.

 

В деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей два основных направления – работа с обращениями и жалобами предпринимателей, реагирование на факт нарушения прав, оперативное вмешательство и содействие восстановлению нарушенных прав, а также выявление системных проблем, связанных с несовершенством законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

 

Как рассказала Елена Латышенко, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов в этом году направил главе государства доклад о результатах своей деятельности и работе региональных бизнесомбудсменов. Работа над докладом велась с конца прошлого года. Всем уполномоченным была дана рекомендация провести встречи с бизнес сообществом региона, круглые столы, на которых обсудить и дать возможность бизнесу сформулировать пять основных ключевых проблем, которые необходимо оперативно решать, чтобы улучшать условия ведения бизнеса.

 

Те проблемы, которые формулировали кузбасские предприниматели, и которые вошли в доклад - системные, они волнуют предпринимателей практически во всех регионах страны. Это  нестабильное налоговое законодательство, сложное налоговое администрирование, отсутствие дифференциации потенциального дохода в зависимости от территории ведения бизнеса при применении патентной системы налогообложения, несоответствие результатов кадастровой оценки земли рыночной стоимости, низкое качество предоставления муниципальных услуг, вызванное незаинтересованностью органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства и др.

 

По итогам доклада уже внесены изменения в федеральные законодательные акты, например, принят Федеральный закон, позволяющий на региональном уровне дифференцировать потенциальный доход при применении патентной системы налогообложения в зависимости от территории ведения бизнеса, внесены изменения в закон об оценочной деятельности и т.д.

 

Елена Латышенко также отметила, что количественно бизнеса в Кузбассе становится больше. Сохраняется положительная динамика числа малых и средних предприятий, включая микропредприятия. Увеличивается и оборот МСП. Больше стало появляться умного, современного и молодого бизнеса, применяющего актуальные бизнес-процессы и технологии. Но необходимо улучшать условия, чтобы амбиции развития не разбивались об административные барьеры, а все больше молодых людей приходило в бизнес.

 

Качественно активность бизнеса реализуется через работу в общественных и профессиональных объединениях предпринимателей – Кузбасская торгово-промышленная палата, ОПОРА России, советы и гильдии предпринимателей. Институт уполномоченного - это консолидирующая, конструктивная сила. Его задача - находить точки соприкосновения между предпринимателями и властью. Для обратной связи с бизнесом в настоящее время создается сеть общественных помощников и общественных приемных на всей территории Кемеровской области.

 

«Хотелось бы еще раз обратиться к предпринимателям, чтобы они проявляли активность, - подчеркнула Елена Латышенко. - Я понимаю, что есть определенная усталость, неверие в то, что, собравшись и поговорив, можно решить проблему. Но если мы не будем обсуждать проблемы, не будем предлагать их решение, развиваться деловой климат не будет.

 

Заслушав выступления основных докладчиков, участники круглого стола перешли к дискуссионной части мероприятия: обмену мнениями о существующих проблемах на пути развития предпринимательства и поиску возможных путей их решения.

 

С конкретными предложениями в адрес участников круглого стола обратился Президент некоммерческой общественной организации «Объединение предпринимателей города Новокузнецка» Сергей Мартюшов.

 

Он предложил на региональном уровне воспользоваться мерами поддержки малого и среднего бизнеса, применяемыми в развитых странах. В частности, освобождать предпринимателей, начинающих свой бизнес, от областных и муниципальных налогов сроком на 5 лет, поскольку именно на 5-ый год в большинстве случаев начинается окупаемость бизнеса. Для этого необходимо разработать нормативно-правовые документы и утвердить их на законодательном уровне области и муниципальных образований.

 

Второе предложение Сергея Васильевича связано с Законом о государственных и муниципальных закупках, согласно которому администрации обязаны закупать у малого и среднего бизнеса минимум 15 % товаров и услуг. Он предложил, во-первых, устраивать отдельные торги для малого и среднего бизнеса и, во-вторых, на уровне области разработать закон, обязывающий закупать у МСП 50 % товаров и услуг.

 

Следующее предложение – обязать административные органы осуществлять оплату малому и среднему бизнесу не позднее 30 дней после выполнения работ и поставки товара. По его словам, законодательно эта мера закреплена, но нет ответственности руководителей структурных подразделений. Отсюда предложение – за день просрочки увольнять с работы.

 

И еще немаловажно, по мнению Сергей Мартюшов, прививать гражданам культуру предпринимательства с ранних лет – преподавать специальную дисциплину еще в школе, чтобы дети не боялись этого и мечтали стать предпринимателями. «Считаю, что, поддержав эти меры, мы все вместе включим зеленый свет развитию малого и среднего предпринимательства в Кузбассе», - резюмировал он.

 

Александр Баштанов затронул еще одну важную тему – взаимоотношение крупного и мелкого бизнеса в России. Он заметил, что в нашей стране малому бизнесу практически невозможно пробиться в заказы крупных коммерческих компаний. В то время, как во многих странах мира мелкий бизнес живет как раз за счет заказов со стороны коллег-мастодонтов. «Наше государство все делает для поддержки малого и среднего бизнеса. Но этого недостаточно! Крупные компании тоже должны подключиться к этому процессу, повернуться лицом к малому бизнесу. Это их социальная ответственность!», - подытожил он.

 

Были высказаны и другие предложения относительно возможных мер по выходу малого и среднего российского бизнеса из тени. Все они будут обобщены и станут основой для рекомендаций в адрес органов законодательной и исполнительной власти.