10 сентября уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассе Елена Латышенко выступила на сессии «НОВЫЕ НАЛОГИ, КТО СЛЕДУЮЩИЙ» на IV Столыпин-форуме «ПОСТКОВИДНЫЙ синдром - экономика по-другому».

В налоговой системе продолжают происходить существенные изменения, например, вводятся новые налоги и квазиналоги, отменён удобный налоговый режим для малого бизнеса ЕНВД, вводятся экспортные пошлины на сельхоз сырье и металлы, поднимается НДПИ на сырье и не только нефтегазовое.

Насколько эффективны и необходимы новые налоги, как они повлияют на инвестиции в затронутых отраслях? Каких ещё изменений налоговой системы нам ждать сегодня и завтра? Где и как найти правильный баланс для развития отраслей, МСП и сбалансированности бюджетной системы? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на сессии форума, посвященной налоговому администрированию.

Модератором дискуссии выступил Кирилл Никитин - Директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ.

В числе экспертов были приглашены:

Анна Гончарова, начальник управления налогового администрирования ПАО «ГМК Норильский никель»;

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп»;

Владимир Кашин, профессор кафедры налогового администрирования и правового регулирования Налогового института РосНОУ;

Павел Коломенский, первый заместитель председателя Комитета РСПП по налоговой политике, директор дирекции по налогам ПАО "НЛМК";

Марина Крашенинникова, начальник Управления налогового мониторинга ФНС России.

В своём выступлении Елена Латышенко отметила, что для преодоления рубежа 20-25% доли вклада МСП в экономику и достижения показателей развитых стран (50 - 70%), для роста количества рабочих мест и для борьбы с бедностью необходимо создать систему «умных налогов» для малого бизнеса, включающую:

- снижение страховых взносов до 15% на всю начисленную зарплату. Практика снижения страховых взносов на зарплату свыше МРОТ в прошлом году - привела к росту поступлений НДФЛ в региональный бюджет, а значит к росту доходов, стимулированию внутреннего спроса;

- снижение налоговой нагрузки с учётом отраслевой специфики (налоговый эксперимент для общепита необходимо распространить и на другие отрасли, в том числе на те, которые оказались в неравных налоговых условиях с самозанятыми). В Кузбассе в прошлом году субъектам МСП из наиболее пострадавших отраслей были предоставлены налоговые льготы на 1,8 млрд. руб. При этом поступления в региональный бюджет от МСП выросли по сравнению с 2019 г.;

- налоговое администрирование МСП должно быть максимально «бесконтактным» с использованием цифровых сервисов (преимущества уже оценили 3 млн. самозанятых, практику надо распространить на весь сектор МСП);

- необходимо сближение критериев отнесения к МСП по 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и критериев Налогового Кодекса по применению специальных налоговых режимов, иначе налоговые льготы могут применяться только микробизнесом;

- необходимо снизить «цену налоговой ошибки» для МСП (например, неверно поданное уведомление о применении УСН не должно приводить к разорительным доначислениям и штрафам для ИП).

Нужны смелые шаги в установлении адекватной налоговой нагрузки на МСП для обеспечения роста данного сектора экономики и достижения целей Национальных проектов, борьбы с бедностью, создания новых рабочих мест.