В адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области поступило обращение предпринимателя по вопросу оказания содействия во внесении изменений в региональное законодательство, предусматривающее освобождение малых предприятий от необходимости получения информации о прогнозах неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ), для целей выполнения мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

Изучив обращение, уполномоченный пришел к выводу, что согласно федеральному законодательству и разъяснениям Министерства природных ресурсов Российской Федерации, предприниматели, чья деятельность связана в негативным воздействием на окружающую среду, вправе в свободном доступе получать через официальные источники информацию о прогнозах НМУ, и не обязаны дополнительно за плату приобретать такую информацию.

Приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 N 899 утвержден Порядок представления информации о НМУ, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.

В соответствии с пунктом 5 Порядка от 17.11.2011 N 899 информация о НМУ предоставляется заинтересованным лицам в форме прогнозов НМУ на 1 - 3 суток первой, второй или третьей степени опасности.

Пунктом 9 Порядка от 17.11.2011 N 899 предусмотрено, что информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.

Согласно разъяснениям Минприроды России, изложенным от 01.12.2016 №14-47/32581, обязанность направлять в уполномоченный орган запрос о наступлении НМУ для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, законодательством не установлена.

Между тем, отсутствие в региональном акте положений о возможности получения информации о прогнозах НМУ с официального сайта уполномоченного органа и использование данной информации для корректировки выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, позволяло контролирующим органам требовать от предпринимателей предоставления договоров с метеорологической службой о получении прогностической информации о наступлении НМУ, предоставление которой осуществлялось только за плату.

Прокуратура Кемеровской области поддержала выводы уполномоченного и после обращения в высший исполнительный орган государственной власти в региональный нормативный правовой акт были внесены изменения, уточняющие порядок получения предпринимателями информации о НМУ, в части исключения обязанности получать такую информацию за плату на договорной основе.